БЕЛОРУССКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ


Президентские выборы 19 марта и последующие события в Беларуси стали своеобразным водоразделом не только в жизни белорусского общества, но и в освещении этих событий за пределами страны. Существовавшие и прежде различия в подходах западной и российской прессы к происходящему в бывших советских республиках, стали особенно разительными на данном примере.

Накануне выборов зарубежные СМИ — как западные, так и российские — проявляли приблизительно одинаковый интерес к происходящему в Беларуси. Можно даже сказать, что российские журналисты выказывали даже несколько большее внимание к событиям в постсоветской республике, чем их западные коллеги. Частично это можно объяснить целенаправленной политикой белорусского руководства, которое в последние годы ведет усиленную пропагандистскую работу с российскими масс-медиа, регулярно приглашая их представителей в Минск за государственный счет и знакомя с достижениями политики Лукашенко. С другой стороны, после известных событий в Украине российские государственные и полугосударственные СМИ (например, принадлежащие Газпрому) стали заметно чаще обращаться к политической жизни в Беларуси, стараясь как бы ненавязчиво противопоставить «стабильность и благополучие», якобы царящие в этой стране, «цветным революциям» в иных сопредельных государствах.

Следует отметить, в то же время, что за несколько недель до выборов на российских телеканалах, которые пользуются наибольшим влиянием на аудиторию, стали появляться сообщения не только об Александре Лукашенко, но и о его оппозиционных соперниках. В первую очередь, речь идет о «едином кандидате» от оппозиции Александре Милинкевиче, который изредка начал появляться в кадре в репортажах телеканала «Россия» и некоторых других каналов. Правда, происходило это спорадически, а высказывания Милинкевича приводились в урезанном виде, благодаря чему составить представление о программных целях и задачах белорусской оппозиции было очень трудно. Несколько большее внимание к Милинкевичу, а также к другому лидеру оппозиции – Александру Козулину, проявлял в предвыборный период телеканал «Euronews». В частности, это касается европейского турне Милинкевича, который заручился поддержкой высокопоставленных чиновников ЕС, а также руководителей ряда европейских стран, в том числе канцлера Германии Ангелы Меркель. В отличие от этого европейского телеканала, российские каналы если и сообщали некоторые подробности, то вскользь.

Что же касается Козулина, российские каналы долгое время вообще не обращали внимания на его существование. А когда кандидат в президенты был впервые избит и доставлен в милицейский участок после попытки прорваться на так называемое Всебелорусское народное собрание, эти каналы отозвались о происшедшем событии как о чем-то малозначимом. Российский канал НТВ представил этот факт, а также акцию оппозиции в центре Минска 2 марта, когда поддержать Милинкевича пришли несколько тысяч человек, в ироническом ключе.

Вообще, ирония, пренебрежительный тон в отношении белорусской оппозиции стал характерным почти для всех российских СМИ. Подробности же о задержании десятков членов избирательных штабов оппозиционных кандидатов, избиениях и издевательствах опускались как несущественные. Западная же пресса, в первую очередь польские СМИ, акцентировали внимание именно на репрессиях властей.

Но особенно заметным стал контраст в день выборов и сразу после них. Российское телевидение в информационно-аналитической программе «Вести недели» впервые решилось на прямую дезинформацию зрителей. Ведущий программы сообщил в прямом эфире, что, судя по поступающим из Минска сведениям, на Октябрьской площади проходят сразу два митинга – один в поддержку Лукашенко, другой против него. В этот момент на площади собрались не менее двадцати тысяч человек, пришедших выразить протест против несуразных цифр явки и голосования на выборах. Никаких сторонников президента, если не считать представителей силовых структур и их переодетых агентов в тот момент в центре белорусской столицы не было.

Представитель руководства НТВ, специально прибывший в Минск для освещения выборов, пошел еще дальше – в интервью Белорусскому телевидению он назвал прошедшие выборы законными и справедливыми. То есть, открыто выступил в поддержку властей другого государства, что с точки зрения журналистской этики выглядит беспрецедентно.

Сообщения о митингах и демонстрациях протеста на протяжении недели с 19-го по 25-е марта можно было видеть в Беларуси в основном на Euronews, CNN, BBC и других международных информационных каналах, которые транслируются через спутник. Кадры жестокого разгона и избиения демонстрантов 25-го марта, когда были арестованы и брошены в тюрьмы сотни людей вообще, насколько известно, не были в тот день показаны ни на одном российском канале.

Позицию замалчивания заняли в те дни не только российское телевидение, но и большая часть прессы. Российские Интернет-порталы, многие из которых долгое время оставались основным источником оперативной нецензурированной информации для жителей Беларуси, ограничились, в лучшем случае, лишь констатацией некоторых фактов относительно жестких действий властей. Причем, речь шла о действиях не только в отношении оппозиции, но и во многих случаях – простых граждан, не связанных ни с одной из политических партий, которые лишь хотели выразить сочувствие арестованным участникам мирных протестов. Судьба арестованных белорусских, а также иностранных граждан, в числе которых оказались и россияне, не заинтересовала не только официальные российские власти, но и независимые, как ранее представлялось, российские СМИ. Сложилось впечатление, что вся российская пресса разом замолчала, как по команде. Публикации в «Новой газете» и газете «Ведомости» (особо стоит отметить статью политолога Лилии Шевцовой «Украина и Беларусь: российские мифы») выглядят исключением на общем фоне.

Комментарии, которые появились и появляются до сих пор на таких российских сайтах, как «Gazeta. ru», «Newsru. cоm», «Lenta. ru» и некоторых других, при всем отличии авторских интонаций по своему содержанию довольно однообразны. Их главный смысл сводится к тому, что белорусская оппозиция проявила свою слабость и неорганизованность, что позиции Лукашенко непоколебимы, поскольку он устраивает Кремль и что в Беларуси, в отличие от Украины, Запад уступил Москве. Любопытно было читать подборку публикаций западной прессы о событиях в Беларуси на сайте «ИноCМИ. ru», который специализируется на переводных материалах. Из всей массы публикаций, которые буквально захлестнули западную прессу в дни протестных акций в Минске, сайт выбрал статьи в малоизвестной французской газете «Резон де Вольтер» и немецкой «Тагесшпигель». Первая утверждала, что Евроатлантическая идея, якобы, потерпела крах в Беларуси, поскольку благосостояние простых граждан в этой стране достигло заоблачных высот. Вторая сосредоточилась на критике ошибок белорусской оппозиции.

Следует отметить, что и западная пресса, в целом резко критично оценивая действия белорусских властей, которые пошли на силовой разгон демонстрантов, ограничилась, в основном, констатацией очевидных фактов. Один из этих фактов состоит в том, что Россия фактически выступила на стороне репрессивного режима Лукашенко, проигнорировав мнение Запада, и что западным странам предстоит еще многое сделать, если они действительно заинтересованы в демократических переменах в Беларуси. Этот тезис трудно оспорить

Однако, что касается внутренней ситуации в Беларуси, западная пресса ограничилась лишь поверхностным взглядом на происходящее, пользуясь либо сформулированными уже ранее штампами, либо зачастую заимствуя оценки у своих российских коллег и политологов.

В частности, в зарубежной – как российской, так и западной – прессе трудно найти глубокий анализ того, что же на самом деле происходило в Минске до и после нынешних выборов, и в чем принципиальное отличие ситуации. Обозреватели сходятся на том, что революция в Беларуси не состоялась и не могла состояться. Но вот публикаций о том, кто вышел и оставался в палаточном городке на площади в решающий момент, что именно двигало молодыми людьми, в большинстве своем ранее далекими от политики, пока не видно. Это кажется внутренним делом белорусов, но на самом деле, от осмысления этого факта и его последствий зависят будущее белорусского общества и его взаимоотношения с западным миром.

Многие в Беларуси – особенно, среди тех, кто прошел через репрессии, стали с недоверием и презрением относится не только к белорусским государственным СМИ, но и к российским масс-медиа. Эта часть общества, из которой, несомненно, со временем выйдет новая оппозиция, испытывает потребность не только в общих декларациях со стороны западных правительств, чего и раньше хватало, но и вполне конкретных проявлениях солидарности. К ним можно отнести, например, готовность польских и чешских вузов принять на учебу отчисленных по политическим мотивам белорусских студентов.

В этом же ряду можно отметить и многочисленные публикации в польской прессе на белорусские темы. Эти публикации не только информировали прямо или косвенно белорусскую общественность о происходящем в Беларуси и Польше, но оказывали моральную поддержку репрессированным. Иронические или, в лучшем случае, снисходительные интонации в российской прессе по поводу происходящего в Беларуси, ее неприкрытое равнодушие к нарушениям прав человека и жестокостям правящего режима вольно или невольно способствует возникновению той базы для революционных преобразований в будущем, возникновения которой как огня боятся сегодня российские элиты, включая журналистскую.

Некоторая снисходительность интонаций, но в более завуалированном виде, присутствует сегодня и в некоторых западных изданиях. В отличие от постсоветской прессы, западные СМИ не обязательно отражают точку зрения властей. Но они выражают тенденции, господствующие в обществе. О том, возобладает ли тенденция равнодушия в отношении происходящего в Беларуси, станет ясно по мере удаления во времени от прошедших выборов.
 
Виталий ТАРАС ,
«Wider Europe» (www.w-europe.org)

Pin It

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *